Славян родные имена

Александра Баженова

1

Прирождённые имена древности

Александра Баженова

Русская Традиция

Ладога-100

Москва

2004

Славян родные имена

словарь исторических родокоренных имен

и прозваний славян и русов

за два тысячелетия

3

Прирождённые имена древности

2

Александра Баженова

Содержание

От редакции ..................................................................................................... 4

Прирождённые и насаждённые имена древности (вступительная

статья) ................................................................................................................... 7

Исторические родокоренные имена и прозвания славян и русов

за два тысячелетия ......................................................................................... 23

Церковный именослов (дореволюционный) ............................... 528

Еврейские имена, включённые в православный церковный кален!

дарь .................................................................................................................... 529

Античные имена, включённые в православный церковный кален!

дарь .................................................................................................................... 531

Православный церковный календарь 2001. Имена святых, упоми!

наемых в месяцеслове................................................................................ 541

Имена, которые могли бы носить потомки древних славян и рус!

ских .................................................................................................................... 555

Некоторые имена славянских богов и персонажей славянской

мифологии ...................................................................................................... 562

Некоторые исторические имена волхвов и жрецов .................. 563

Некоторые исторические имена героев и богатырей .............. 564

Некоторые исторические дохристианские имена князей (царству!

ющих князей, царей, королей, жупанов правителей областей, пра!

вителей земель, вождей племен или объединений племен и др.) сла!

вян и русов ..................................................................................................... 568

Некоторые исторические дохристианские имена воевод и воена!

чальников (тысяцких, сотников, полковников, атаманов, руководи!

телей восстаний против иноземного засилия) ............................... 575

Некоторые исконно славянские имена и прозвания казаков 582

Использованные источники и литература.................................... 581

Об авторе .......................................................................................................589

О проекте «Вhди» ........................................................................................ 590

Славян родные имена: Cловарь исторических родокоренных имен и

прозваний славян и русов за два тысячелетия / А. Баженова. – М.: ООО

«Издательство Ладога!100», 2006. — 592 с. – (Русская Традиция).

ISBN 5_94494_031_X

Словарь представляет уникальные материалы для изучения истории

славянских и русских имен. В основу его легли обширные источники, иног!

да малоизученные памятники древней письменности: летописи, хрони!

ки, словари (речники), синодики, письма, берестяные грамоты, надписи

на камнях, мечах, монетах, пряслицах, корчагах, братинах.

Словарь будет интересен всем, кто любит историю.

Aсе права защищены. Частичное или полное воспроизведение издания в лю_

бом виде допускается только с письменного разрешения правообладателей.

© «Ладога!100», 2006

© А. Баженова, текст, 2006

© С. Ласточкин, оформление, 2006

© Г. Заславская, обложка, 2006

ISBN 5_94494_031_X

Главный редактор С. Ермаков

Издатель А. Головастов

Серия «Русская Традиция»

основана в 2001 году

А. Баженова

AAE 63-7

A163

AAE 63-7

A163

Издание подготовлено в рамках проекта «Вhди» –

цикла научно!познавательных изданий

о славянской истории и культуре

5

Славян родные имена

4

Александра Баженова

изначально славянском их происхождении. Однако носите!

ли их были главным образом славянами, русами или их пря!

мыми предками, поэтому имена их имеют, на наш взгляд,

полное право занять своё место в этом неохватном перечне.

Впрочем, А.И.Баженова человек не только увлечённый и

страстно преданный своему делу, но и здравомыслящий

отдаёт себе отчёт в проблемном характере представленного

материала. «Пусть лучше спорят, – говорит она, – чем умал!

чивают. Необходимо, наконец, пробить эту стену».

Сама Александра Ивановна прилагает множество усилий,

дабы пробить незримую и таинственную стену вокруг расту!

щего интереса людей к реальной истории России. С её помо!

щью ещё в эпоху перестройки в Саратове издан сборник

«Мифы древних славян» (1993), куда были включены, воз!

вращены читателю труды А. Кайсарова и Г. Глинки, посвя!

щённые дохристианским верованиям наших предков. Эта кни!

га сыграла немалую роль в пробуждении национального са!

мосознания. До сих пор за нею, ставшей библиографической

редкостью, гоняются, до сих пор её ищут. Не меньшую ред!

кость представляют и другие книги, изданные усилиями

А.И.Баженовой.

Надеемся, и нынешний её труд, если и не станет редкостью,

сыграет столь же значимую роль. А ещё мы смеем надеяться,

что любовно собранные под одною обложкой имена вновь

войдут в повседневный оборот. Воистину, не стыдно тогда

будет предстать «перед Богом в светлом пространстве неба”».

От редакции

«Ладога!100» представляет читателям новую книгу серии

«Русская Традиция» не без гордости и душевного трепета.

Смело можно утверждать: не появлялось на Руси прежде

столь ёмкого и всеохватного труда, посвящённого именам, как

книга Александры Ивановны Баженовой.

Казалось бы, просто ещё один «Именослов». Но за ним

два десятилетия кропотливых разысканий, сидения в архи!

вах и библиотеках, напряжённых размышлений. Сколько сил

и терпения понадобилось, чтобы «Словарь родокоренных

имён…» приобрёл вид, приемлемый для издания, чтобы его

интересно было прочесть любому человеку! Поклонимся же

подвижническим усилиям неутомимой исследовательницы.

Двадцать тысяч имён Вдумайтесь в это число. Даже тем,

кто привык мыслить космическими категориями, оно навер!

няка покажется немалым. Самое главное, что почти за каж!

дым именем живой человек, личность. Возможно, этот че!

ловек был не чьим!нибудь, а именно вашим предком. Возмож!

но, родовая память о нём таится в глубинах не чьей!нибудь, а

именно вашей личности. Проснётся ли эта память? Или умол!

кла навеки?

Пробудить её, не допустить пугающей тишины вот, в сущ!

ности, задача, которую поставила перед собою Александра

Ивановна. И которая, хочется верить, отчасти выполнена.

«Словарь…», несомненно, вызовет множество споров. В пе!

речне имён критически настроенный читатель тем более

профессионал во множестве отыщет те, которые сочтёт не!

славянскими, нерусскими, недостоверными Иные же и вов!

се поспешат объявить какими угодно: германскими, готски!

ми, кельтскими, тюркскими и т.д. (только бы не праславян!

скими и славянскими!) большую часть собранных

прозваний, прозвищ и имён. Невзирая на это, равно и на

спорность представленных материалов, мы сознательно при!

няли решение выпустить основную содержательную часть

«Словаря…» в авторской редакции. Члены общественного

совета серии «Русская Традиция» тоже сомневаются как в

ряде предложенных составителем толкований имён, так и в

6

Александра Баженова

7

Прирождённые имена древности

Прирождённые и насаждённые

имена древности

(вступительная статья)

Самое привлекательное и бесконечно интересное для человека

слово его имя. Человек вслушивается в него и размышляет о нём

всю жизнь. Нередко мы задаём себе вопросы: почему именно это

магическое сочетание звуков сопровождает нас до конца дней? Рок

это или случайность? Заключён ли в сцеплённых в одно звуках по!

таённый смысл, предопределяющийсудьбу? Почему в обращении

к Богу или в заговоре достаточно произнести имя человека, чтобы

спасти его или навредить ему? Не значит ли, что имя полностью

замещает нас в тонких духовных, эфирных, космических сфе!

рах?

Мы практически ничего не знаем о значении наших русских и сла!

вянских имён. Более того, не знаем мы, за незначительным исклю!

чением, и самих русских и славянских имён. В этом вопросе много

веков царит искусственно созданная чехарда. Продолжается она и

ныне. Возьмите любой словарь!справочник так называемых «рус!

ских имён» – и вы найдёте там русского едва ли не один процент.

Общеупотребительные сейчас имена Елена, Ирина, Анна, Раиса,

Виктор, Семён, Илья, Вениамин, Николай, Пётр, Павел, Сергей, Ан_

дрей, Алексей, Александр, Дмитрий не русские. Доходит до того,

что, например, в словаре «Славянская мифология от А до Я» (из!

данном под патронажем Н.И.Толстого) одним из персонажей сла!

вянской мифологии объявлен... Иуда (ему посвящена обширная ста!

тья). Воистину, всё поставлено с ног на голову! Те, кто читали этот

словарь, – вы действительно думаете, что Иуда изначально сла!

вянский персонаж?

С именами так обращаться нельзя! Всё, что аукнется, откликнет!

ся на космическом уровне. П.А.Флоренский считал: «Существует

тайная и необъяснимая гармония... между именем человека и со!

бытиями его жизни. Имя тончайшая плоть, посредством которой

объявляется духовная сущность». По мнению Николая Кузанско!

го, «Имя Божее есть Бог». Говоря иными словами, имя и сущность

составляют неразрывное единство. В Ригведе священной книге

гимнов арийским богам сказано: «Сын дает ближайшее и отда!

ленное (имя) отцу. Третье имя в светлом пространстве неба»

(1.155.3).

Светлой памяти академика Олега Николаевича Трубачёва посвящается

Древнейший есть всех народов

обычай имена давать своего языка,

яко у славян все государии и простых

людей имена были славянские.

В. Татищев

9

Прирождённые имена древности

8

Александра Баженова

устои и цельность сознания, было национальное поименование, про!

звание людей словами из родного языка. Даже слова самого «низ!

кого» ряда, как это ни парадоксально, защищали род и народ от ут!

раты самосознания, а значит, от гибели, – не говоря ужео возвы!

шенных, полных энергии, силы, духовно обязывающих именах,

которых было немало.

Каковы же эти заветные славянские и русские имена? Здесь не

только известные Владимир, Святослав, Борис, Владислав, Всеволод,

Вячеслав, Глеб, Мстислав, Ростислав, Юрий, Ярополк, Светлана, Люд_

мила, но и имена, отлучённые от нас христианством; сейчас они буд!

то «страны незнаемые» – имена, которые мы нынче читаем почти как

иностранные: Борислав, Боян, Брячислав, Богумир, Бравлин, Буривой,

Вратислав, Вышан, Вратимир, Всеслав, Вышеслав, Годимир, Гостя_

та, Гостомысл, Гремислав, Даброгез, Дакша, Дорож, Дарослав, Дер_

жикрай, Добрава, Добровит, Добромир, Доброслав, Драгомир, Дружи_

на, Еруслан, Ждан, Жданимир, Ждислав, Завид, Званимир, Звенец, Зве_

нислав, Земомысл, Зоремир, Истр, Истислав, Исток, Искра, Истома,

Избава, Коловрат, Кресимир, Крепимир и многие другие, которые вы

найдёте в настоящем «Словаре». Эти имена, большей частью, имеют

достаточно чёткую семантику и привычную структуру.

В Древней Руси существовала культура имени. Здесь учитывали

мистическую преемственность меж предками потомками, духов!

но обязывающий смысл наречения. Преемственность в семьях про!

стого народа редко фиксировалась летописно, а как происходило

поименование детей в княжеских родах, можно проследить на при!

мере киевской династии.

Исследователь Ю.В.Франчук (г. Киев) в работе «Отражение язы!

ческого мировоззрения славянства в древнерусском летописании»

Культура славян и Русь». – М.: Наука, 1999) пишет: «Последова!

тельность, с которой используются имена предков по мужской и

женской линии, несомненно, имеет определенную систему Наи!

более ясным представляется порядок, по которому имена предков

по мужской линии получают первый, третий, пятый и т.д. сыновья,

а по женской второй, четвертый и т.д.

Именник древнерусского княжеского рода свидетельствует, что

наиболее употребительными были имена основателей киевской ди!

настии Игорь, Святослав, Владимир. Распространение этих имен

среди потомков Ярослава Мудрого отвечает представлению о про!

исхождении этого князя, засвидетельствованному в Слове о законе

и благодати митрополита Илариона. Отец Ярослава Мудрого Во!

лодимир определяетсяздесь как внук старого Игоря и сын славно!

го Святослава. Отсутствие наименования Рюрик в первых поколе!

За несколько тысячелетий до христианства нашими индоевропей!

скими пращурами высказана мысль о триединстве всего сущего на

небе и земле. В начале было Слово, а Слово есть изречённая мысль.

Следовательно, Бог вначале замыслил (назвал), а потом создал че!

ловека (а также всё живое и неживое). Это знали все индоевропей!

цы, знали это и многие другие. В древнеегипетском папирусе «Неси

Амсу», хранящемся в Британском музее, Бог!создатель говорит:

«Имя мое Аусарес (Осирис), семя изначальной материи... Я был

один, ибо ничего не было рождено... Я произнес имя своё, как слово

силы, своими устами...»

Таким образом, можно сказать, что имя человека пусть хотя бы

отчасти по сравнению с именем Бога! – «Слово Силы». П.А.Фло!

ренский уже в ХХ веке назвал то же самое «Первоисточной Си_

лой». Божественная сила эта окружает, охраняет человека, соеди!

няет с космосом и вечностью.

Древние египтяне считали, что имя тесно связано с индивидуально!

стью. Безымянное существо не могло быть представлено богам. В дох!

ристианском мире, где были обожены все явления природы, всё, насе!

ляющее её, все вещи, ни одна сотворённая вещь не существовала без

имени. Человек, не имевший имени, с точки зрения божественных сил

находился в худшем положении, чем самый ничтожный неодушевлён!

ный предмет. Увековечение имени отца (деда, ближайших родствен!

ников) – первейший сыновний и родовой долг. А содержание гробниц

в хорошем состоянии, позволявшем прочесть имена тех, кто лежит в

них, считалось в Древнем Египте одним из самых похвальных деяний.

Имя человека вечно. Не случайно мы поминаем по имени даже

умерших очень давно, тех (пращуров), о ком почти ничего не по!

мним, кроме имени. В Упанишадах сказано: «Когда умирает чело!

век, то что не оставляет его? – имя. Поистине имя бесконечно с

его помощью он обретает бесконечный мир».

Бог создал людей, разделив их по племенам и национальностям;

каждый созданный Богом народ хранил!охранял ядро своей куль!

туры, свои верования, неприкосновенность генетического кода сво!

его рода!племени. От китайцев родились китайцы, от греков гре!

ки, от евреев евреи, отславян славяне. Это Богом данная реаль!

ность, идти против неё значит идти против Бога. «Общечеловек»

химера наподобие кентавра или Чебурашки, только не на види!

мом физическом уровне, а на тонком, психическом и духовном. От

«кастрированного» (на тонких уровнях) общечеловека ничего не

родится, кроме лживых химер.

Одним из сильных защитных средств против любого инородно!

го вторжения, изменяющего генетический аппарат, разрушающего

11

Прирождённые имена древности

10

Александра Баженова

Ждан, Неждан, Найдён, Прибыток в зависимости от обстоятельств

рождения; Крикун, Горлан, Молчун, Сопелка, Будилко, Плакса, Спя_

чий, Говорун, Пивень, Соловей, Кукушка в зависимости от поведе!

ния младенца; Краден, Куплен, Ненаш, Нехорош, Некрас обман!

ные имена; Смерть, Мара, Марья, Вук, Волк, Медведь обманные

имена для устрашения злых духов и т.д.

При обряде первого пострижения волос в год, три, семь лет чело!

веку давали новое, постоянное имя. К этому времени он уже успе!

вал как!то проявить себя, свой характер, и имя предка получал со!

ответствующее: если был воинственный имя предка!героя, если

добрый и ласковый имя мирное, нежное, любовное. При этом про!

исходил особый священный ритуал очищения ребёнка огнём кост!

ра или печи. Обряд совершала одна из старейших женщин рода. По!

мните сказочки для детей, где Баба Яга (прародительница) на де!

ревянной лопате для выпечки хлебов «перепекает» дитя, трижды

на мгновение всовывая его в огромную печь? В них отражён древ!

ний ритуал. Увы, вследствие постепенной демонизации нацио!

нальных образов христианизированным сознанием ныне Баба Яга

представляется нам безобразной злой колдуньей.

Бывало, имя меняли и при достижении совершеннолетия, вступ!

лении в воинский возраст, при переходе в волхвы, при выздоровле!

нии от тяжёлой болезни или другом вызволении из лап смерти. Но

иногда «временные» имена по каким!то причинам оставались с че!

ловеком навсегда, порой даже при новом имени, как уточнение: Тон_

кой Скоморох, Субота Остёр, Семерый Наливайко. Встречались

случаи, когда у человека было три имени: Первой Добрыня, зово_

мый Чернобровец

В некоторых регионах славянского мира меняли имена при вступ!

лении в брак. До нас дошёл древний обычай окликания молодых

супругов вьюнишник») в один из дней Масленицы (в других ре!

гионах в один из праздников ранней весны), а в христианизиро!

ванной традиции после Пасхи в первое воскресенье на Фоминой

неделе. В русском фольклоре сохранилось немало текстов «окли!

каний»: «...Завтра рано поутру да окликальщики придут, приокли!

кати меня, да приузывати тебя, ну!ко будь, моя молодушка окли!

канная». Позже этот обычай трансформировался в окликание по

имени!отчеству (величание) и в таком виде дошёл до нас. После

окликания по новому имени или по имени!отчеству статус моло!

дых изменялся. Они становились полноправной семьёй. Их пере!

ставали называть «молодыми» («вьюнцом» и «вьюницей»).

Меняли имена женившихся в старости (вступавших в брак более

четырёх раз, как превысивших «законное» количество браков для

1 Автор не против Бога, Христа, но против насильственной христианизации,

проводившейся по той же схеме, что вследствии и раскулачивание, расказачи!

вание, раскрестьянивание, – против принудитеьного насаждения чужеродных

идей, воззрений, принципов существования, сопровождавшегося уничтоже!

нием и подменой исконно национальных носителей культуры названий, имён,

традиций народов.

ниях династии, единичное употребление его в дальнейшем (всего

два случая) подтверждает мнение тех ученых!антинорманистов,

которые полагают, что Рюрик не был отцом Игоря. Наоборот, рас!

пространенность имени Олег, несмотря на старания летописцев ис!

ключить этого деятеля из княжеского круга, убеждает, что Олег был

предком Святослава Игоревича, ! вероятнее всего, по женской ли!

нии (то есть был отцом или дедом Ольги), так как имя Олег носил

именно второй сын Святослава. Имя его старшего сына, Ярополк,

позволяет предполагать, что близкий предок Святослава по мужс!

кой линии (его дед или прадед) звался Ярополком. Так же и един!

ственный сын Ярополка Святославича, нареченный Святополком,

мог получить это имя в честь какого!то родственника своего деда

по мужской линии. Распространенность имени Ярополк и Свято!

полк в княжеской среде даже после трагических событий, проис!

шедших с названными лицами, ведет к предкам династии, место ко

торых по неизвестной причине позже занял... Рюрик».

В.Л.Янин1, говоря о времени до ХIV века, отмечал: «На Руси

крайне редко давали княжичам отцовские имена. Напротив, наре!

кать княжичей дедним именем было особенно почетно». Какая

гармоничная и чёткая схема поименования новорождённых по!

хожая на симфонию, произведение искусства! Однако эта лёгкая,

до прозрачности простая схема была мощным орудием защиты от

всяческого инородного или сатанинского проникновения в родо!

вую среду и морального ее разложения силой слова, мистикой

имени.

У простого народа принято было до года, трёх или семи лет (в

разных регионах славянско!русского мира свои традиции) скры!

вать имя ребёнка от злых сил, нечисти, сглаза, смерти, так как оно

своеобразный код: кто им владеет, тот обладает влиянием на но!

сителя имени. Вспомните: знание имени позволяло творить заго!

воры, наводить порчу. А младенец со своими ещё не окрепшими

душой и сознанием не был способен противостоять злу, защитить

себя. Поэтому детей до поры называли «временными» именами:

Первой, Третьяк, Малыш, Мальчик, Мужик, Меньшой, Большой, Баба

(похож на бабушку), Дед (похож на дедушку), Семя; Незван, Зван,

13

Прирождённые имена древности

12

Александра Баженова

сий, Диодор, Диодот, Дорофей, Досифей, Иерофей, Матфей, Минси_

фей, Тимофей, Феаген, Феогнид, Феогнос, Феодор, Феодорит, Феодо_

сий, Феодот, Феодох, Феоктирист, Феоктист, Феона, Феопемпт,

Феопрепий, Феостирикт, Феотекан, Феофил, Феспесий, Христофор

(все перечисленные примеры «иноземных» имен заимствованы из

дореволюционных «святцев»)? Стоит ли удивляться, что, несмотря

на старания церкви, многие из этих имён звуковых монстров на!

род так и не принял. Замена была чисто идеологического свойства.

Цель её уничтожение русских и славянских имён как части нацио!

нального самосознания. Идеологи христианства писали, что перевод!

ное имя (тот же смысл, но на чужом языке) «в очарованиях теряет

силу». Перестав очаровывать нас мощным богатством родных созву!

чий и привлекать ясным прозрачным смыслом, имя перестаёт быть

«Словом Силы», превращается в холодный знак условности, офи!

циоза, не несущий ничего родного, милого сердцу. Эти чисто меха!

нические именас таким же успехом можно заменить и лагерными

номерами (а ныне налоговым кодом или кодом пластиковой кар!

точки), что происходило (и происходит!) в миллионах и миллионах

случаев. Обезличенные люди ещё более обезличивались и предста!

вали перед Богом «в светлом пространстве неба» чужими (иноимён!

ными) или безымянными жертвами сил разрушения.

Церковное имя выбирать было нельзя, оно «устанавливалось» в

зависимости от дня рождения. При этом «установление» имени вос!

принималось как нечто фатальное и потому могло нести счастье, а

чаще (имя мученика) – несчастье имянаречённому.

Получалось, как у Гоголя в повести «Шинель»: «Родительнице

предоставили на выбор любое из трех…: Мокия, Соссия, или назвать

ребенка во имя мученика Хоздазата. “Нет, – подумала покойница,

имена!то все такие”. Чтобы угодить ей, развернули календарь в

другом месте; вышли опять три имени: Трифиллий, Дула и Варахи!

сий. “Вот это наказание, – проговорила старуха, – какие всё имена;

я, право, никогда и не слыхивала таких. Пусть бы еще Варадат или

Варух, а то Трифиллий и Варахисий”. Еще переворотили страницу

вышли: Павсикакий и Вахтисий... “Уж если так, пусть лучше бу!

дет он называться, как и отец его. Отец был Акакий, так пусть и

сын будет Акакий”. Таким образом и произошел Акакий Акакие!

вич». Бедная женщина, забитая насаждаемой интервентами иност!

ранщиной, решила вернуться к давней традиции. Однако в ХIХ веке

эта почва уже была заражена, отчие и дедние славяно!русские име!

на ещё раньше вытоптаны, выкорчеваны из памяти и сознания пос!

ледующих поколений потомков, и Акакий Акакиевич стал двойным,

а если вспомнить «третье имя в пространстве неба», – то и трой!

одной жизни). В переименования вкладывали мистический смысл:

иное имя иная судьба.

Существовали и определённые запреты. Нельзя было дублировать

имя живущих в доме (поэтому чаще обращались к именам дедов и

прадедов). Избегали присваивать имя умершего ребёнка народив!

шемуся. Чаще давали «дедне» имя, так как считалось, что судьбу

человек выбирает через поколение. Позже в средние века и в

ХVIII–ХIХ веках нарекали детей и отеческими именами.

Всё изменилось с воцарением на Руси христианства: переписы!

вались или уничтожались летописии литературные памятники, на!

пористо вытеснялись национальные имена. На Русь хлынули мёр_

твые (большей частью) имена из мёртвых языков (древнееврейс!

кого, древнегреческого, латыни), принадлежавшие христианским

мученикам и пророкам: Нафанаил, Евстропия, Агафангел, Малахия,

Илирия, Гликерия, Мастридия, Иегудиил, Мисаил и т.д. (посмотри!

те на перечень имён, внесённых в дореволюционный церковный ка!

лендарь). Имена!пришельцы были объявлены правильными, а оте!

ческие прозванья неправильными.

Славянские природные имена стали называть «неблагочестивы!

ми», «еретическими», «языческими», «бесовскими», «сатанински!

ми», «волчьими» и т.д. Предки русских людей, родители, история

рода и народа, их сознание, традиции отодвигались на необозримо

дальний план. В церковный календарь – «святцы» – входило менее

двух десятков славянских имён (сколько их на самом деле, вы убе!

дитесь, прочтя основную часть «Словаря», в котором они далеко не

все), в то время как чужесловных еврейских, греческих, римских

сотни По мнению тогдашних невежественных ревнителей хри!

стианства, не знавших и не желавших знать истории своих пращу!

ров, дохристианские народы «нощи неведения истины мимошед!

ши, свету бо благоразумия всю вселенну осветившу...» Древнерус!

ские, древнеславянские имена, с их древнейшими,

общеиндоевропейскими ещё корнями (каждое из них, будучи це!

левой мантрой, имело особый сакральный смысл, произнесение его

влекло за собой на тонком, мистическом уровне конкретные послед!

ствия), были заменены на византийские и иудейские, несущие дру!

гую суть и судьбу.

Посудите сами: нужно ли было (и если нужно, то кому и зачем)

родные исторические имена Богша, Богун, Богунка, Богуш, Бож, Бог_

дан, Божедар, Боголеп, смысл которых совершенно ясен, менять на

того же значения еврейские имена Анания, Варахий, Елезар, Иезеки_

иль, Иеремия, Иоаким, Иоанн, Иоиль, Малахия, Мануил, Мисаил, Ми_

хаил, Михей, Нафанаил; или, соответственно, на греческие – Амвро_

15

Прирождённые имена древности

14

Александра Баженова

Имя тонкотканная материя несёт в себе судьбоносные зако!

номерности. Есть примеры того, как в христианской Руси имена му!

чеников нашли своих носителей. Жизнь простогонарода, не попа!

давшую в летописи, на протяжении поколений проследить трудно,

а имена князей, царей и их судьбы известны.

Взять, например, имя Василий. Храбрый богатырь и трудолюби!

вый теребовльский князь Василько, отстроивший и украсивший свой

город, был заманён одним из завистников Давыдом в гости и там

ослеплён. Владимир Мономах, узнав об этом, «ужасеся, и всплакав и

рече: «Сего не бывало есть в Русской земле…» В ХV веке московский

князь Василий II взял в плен своего двоюродного брата Василия

Юрьевича и ослепил его. После этого Василий Юрьевич был про!

зван Косым. Брат Василия Косого Дмитрий отомстил Василию II и

также ослепил. Этот князь вошел в историю как Василий Тёмный.

До христианства были ритуальные жертвы, но таких бессмысленных

жертв меж родственниками не было. «Мода» на ослепление (отрав!

ление, увечье, пытки) пришла из «просвещённой» (а на самом деле

полной азиатского коварства и восточной жестокости) Византии.

Какое!то время среди царских имён оказалось популярно имя

Иоанн (по!русски Иван). Сам Иван Грозный был сиротой, еле вы!

жил. Его сын Иван погублен (не все верят в историю убийства ца!

рём разумного и подходящего наследника престола). Иван сын

Марины Мнишек, прозванный «ворёнок», повешен пяти лет от роду.

Брат Петра I, Иван Алексеевич, соправитель на троне, был предан

забвению и сгинул. Младенец царь Иоанн Антонович царствовал

всего несколько дней, и когда в результате дворцового переворота

на троне оказалась Елизавета Петровна, младенец был отправлен в

крепость, где впоследствии умерщвлён. Больше Иоаннами цари

наследников не называли.

Пётр I, предполагают, умер не своей смертью. Внук его подрос!

ток Пётр II – внезапно умер якобы от простуды. Пётр III, царство!

вавший около трёх лет, был низложен Екатериной II и позднее убит.

Больше Петрами цари наследников не называли.

С Алексеями, после отца Пётра I, тоже происходили несчастья:

сын Петра I, Алексей, названный «дедним именем» и воспитанный

консервативными боярами, был казнён отцом. А спустя два века Ни!

колай II нарёк своего сына Алексеем. Его гибель (вместе с семьей)

стала гибелью всей династии

 

Александр I, победивший европейский интернационал и запретив!

ший масонство, то ли умер, то ли тайно ушёл в мир и сгинул. Алек!

сандр II Освободитель убит террористами. Александр III, разумный

и толковый правитель, умер загадочной смертью в расцвете лет.

ным мучеником на этой Земле, что Гоголь и показал всей мощью

своего таланта.

Имя очень информативно. Оно говорит о задачах и возможнос!

тях человека, является защитой своего носителя, частью его био!

логического и астрального кода. Имя может вдохновить человека

и подвигнуть его на великие дела, а может заставить страдать, му_

читься.

«Псевдонимы» мучеников христианского интернационала навод!

нили русскую землю. Выбор этих «псевдонимов» создал целый на_

род_мученик от татаро!монгольского ига и крепостного права до

советских лагерей, расказачивания, раскулачивания, раскрестьяни!

вания. Волна мученической участи захлестнула и самоё церковь (не!

когда «огнём и мечом» искоренявшую Русь, нередко уничтожавшую

вместе с именами и их носителей): тысячи священников были по!

гублены, церкви порушены или превращены в склады, а в монасты!

рях разместили колонии заключённых (как это было, например, в

Соловках, в Суздале, где могила князя Пожарского) или, в лучшем

случае, детские дома.

Философ и писатель Сергий Булгаков говорил о переименовани!

ях и псевдонимах: «Переменить имя в действительности так же не!

возможно, как переменить свой пол, свою расу, возраст, происхож!

дение и пр. Псевдоним есть воровство, как присвоение не своего

имени, гримаса, ложь, обман и самообман. Последнее мы имеем в

наиболее грубой форме в национальных переодеваниях посредством

имени Здесь есть двойное преступление: поругание матери сво!

его родного имени и давшего его народа, и желание обмануть дру!

гих, если только не себя, присвоением чужого имени. Последстви!

ем псевдонимности для его носителя является все!таки дву! или

многоименность: истинное имя неистребимо, оно сохраняет пота!

енную свою силу и бытие, обладатель его знает про себя, в глубине

души, что есть его истинное, не ворованное имя, но в то же время

он делает себя актером своего псевдонима, который ведет вампи!

рическое существование, употребляя для себя жизненные соки дру!

гого имени. Не может быть здорового развития для псевдонима, ни

истинного величия и глубины при такой расхлябанности духовно!

го его существа, денационализации, ворованности».

В сознание потомков богатырей, которым Бог дал самую обшир!

ную в мире землю, внедрялась мысль: надо повторить путь мучени!

ков, быть рабами. В итоге люди оказались рабами, но не Божьими,

а рабами наводнившего Русь интернационала и далеко не только

христианского. До революции была в ходу ироническая присказка:

мама турок, папа грек, а я русский человек.

17

Прирождённые имена древности

16

Александра Баженова

их и теперь использует как свои. В то же время народные помино!

вения христиане осуждали: «Творят бо кумиры во имяна мертвых

человек», – писали о русских.

В детстве я читала «Сказку о царе Салтане...» Пушкина. Не

встречая в жизни экзотического для ХХ века имени Салтан, ду!

мала, что и оно сказка. Но, углубившись в изучение славянских

и русских имён, увидела, что в ХV–ХVII веках десятки Салтанов

жили на юго!западе Руси. Пушкин изучал историю не по советс!

ким учебникам. Мы были уверены: нерусские имена Ратмир,

Ратман, Несмеяна, Милонега... А Иван нас убеждали еврейс!

кое имя (из «Иоанн»). В то же время евреи Иванами своих детей

почему!то не называют. А русские, которым по святцам выпадало

Иоанн, лукавили охотно, заменяя чуждое сочетание звуков на

родное древнее «Иван» (распространенный индоевропейский ва!

риант «Ван»). Вани, Ванюши повсеместны на Руси. Были целые

сёла сотни Иванов, но не Иоаннов. Мария еврейское имя. Но у

славян было своё подобное: Мара, Марья, Мор – «смерть». Славя!

не давали малышам (до первого пострига) и обманные «охрани!

тельные» имена: Смерть, Марья, Волк, Вук

Имя и прозвище внешне (морфологически) ничем не различались.

В древности имя и прозванье означало одно и то же: наречение, то

есть на речь положенную суть. Наше нынешнее понятие «прозви!

ще» не имеет того смысла и оттенка значения. Оно снижено пре!

небрежением пришлой, но укоренившейся со временем оценкой

христиан, – и унижено до положения клички – «кликухи» (какими

пользовались преступники или революционеры!подпольщики).

В древние времена прозвище имело в глазах народа законность

имени!отчества!фамилии. Вбирая в себя все три компонента (или,

как ныне модно говорить, «три в одном»), оно обладало полной си!

лой. Такую силу сейчас имеет имя священника, употребляемое в со!

четании с обращением, приличествующим сану, но без отчества и

фамилии. Когда отчества и фамилии ещё не сформировались, про_

званье каждого человека было столь же сильно, столь сильно было

и имя. В истории встречаются прозванья, которые сильнее любых

фамилий: Толстой, Кобыла, Конь, Соловей, Постник, Барма, Пересвет,

Ослябя, Кий, Коловрат, Ермак, Тёмный, Грозный. Прозвище было важ!

но для народа, так как оно точнее, яснее, роднее, чем христианские

обезлички (Никифоры, Иовы, Моисеи). Наличие прозванья, или

имени и прозванья например, Неупокой Карга; Добрыня Долгой;

Язык Мошна; Ждан Попка; Нечай Ряб; Неустройко, прозвище Четы_

ре Здоровья; Карман Постник; Упирь Лихой ! говорило о том, что че!

ловек этот свой, изучен, известен, наречён; в наречении выделены

Чудовищные гибели!убийства Андрея Боголюбского, царевича

Дмитрия, Павла I раз и навсегда отбили у царей охоту называть на!

следников Андреями, Дмитриями, Павлами.

Замещение родных имён произошло не сразу. Долгое время (до ХIV,

а в отдельных случаях до ХVII века) русским давали и «дедние»

имена и прозванья, определяемые как «мирские», «русские», «кня!

жеские» («княже»), «природные», «прирожденные» («прироком»),

«нареченные» («реклые», «рекомые», «зовомые», «назвищем», «гла!

големые», «сиречь»), – и христианские, или «молитвенные».

Б.Унбегун, пользуясь языком науки, писал: «…В России на протя!

жении практически всей ее истории сосуществовали две принципи!

ально отличные антропонимические модели: одна модель являлась

частью живой ономастической системы, другая искусственной

структурой, применявшейся для официального нормализованного

обозначения индивидуума в документе». Например: «Василю зово!

мому по реклому Бебря», 1579; «Герман, зовомый Воята», 1188; «Зо!

вом же бяше Ждан по мирьскууму, а в хрьщении Никола», ХII–ХIII

вв.; «Поп Иванчище, сиречь Болеслав»; «Нареченный в крещении

Василием, русским именем Владимир», 1096; «Микифор прироком

Станило», 1223; «Максим, а мирское имя Станимир», ок. 1310; «Уби!

ен бысть от Олгирда Круглец, нареченный в св. крещении Еустафей»,

1347; «Старец Василий рекомый Сухий», ХIV в.; «В крещении Иосаф,

а мирскы Остромир», 1056; «Имя ему крьстньнае Яков, а мирскы Тво!

римир», ХII в.; «Преставился князь Михайло, зовомый Святополк»,

1113; «Се язъ князь великий Гаврил, нареченный Всеволод», 1135;

«Князь Михайло, нарицаемый Хоробрый, сын Ярославль», 1248; «Ро!

дися у Игоря сын и нарекоша имя ему в крещении Андреян, а княже

Святослав», 1177; «Родися у Ярослава сын Михаил, а княже имя

Изяслав», 1190; «Родися у великого князя Всеволода четвертая дчи,

и нарекоша имя во святом крещении Полагыя, а княже Сбыслава»,

1179; «Родися князю Константину Всеволодовичу сын Иван, глаго!

лемый Всеволод», 1215; «Рабу своему Лазарю, нареченному Богьши»,

ХII в.; «Се язъ Микита Миронов сын, а назвищем Шаля», 1664.

Народ сопротивлялся христианизации, тяжело расставаясь с при!

родными именами, но с церковью тогда спорить было опасно.

Природные имена употребляли повсеместно, а пришлые христи!

анские в деловых бумагах, государственных грамотах, указывали

при смерти, чтоб была возможность поминать усопших в церкви.

Но из памятников письменности видно, что ещё в ХIII–ХIV веках

поминали и по природным русским именам. Общение с умершими

велось с помощью «окличек» и поминальной трапезы. Церковь, бу!

дучи не в силах искоренить эти дохристианские обычаи, переняла

19

 

Прирождённые имена древности

18

Александра Баженова

лядит лучше перед Богом «в светлом пространстве неба»: мы со сво!

ими нынешними сконструированными заёмными именами или

наши пращуры с именами природными, естественными.

Павел Флоренский писал: «В известные времена утрачивается чу!

тье концептуальной формы данного имени, как непосильно вели!

чественной этому времени; общество не нуждается или мнит себя

не нуждающимся в первоисточных силах известного имени. И тог!

да, вместе с измельчанием самой жизни, первоисточные имена, осо!

бенно имена духовно обязывающие, становятся обществу далеки!

ми и непонятными, заменяясь приниженными своими переработ!

ками, а то и вовсе забываясь».

Очень точно подмечено: имя может быть «непосильно величе_

ственным» для «этого времени». Непосильно величественными ка!

жутся сейчас имена Остромир, Осмомысл, Земомысл, Держикрай,

Бравлин, Буривой, Звенислав, Истислав, Коловрат, Судислав, Твори_

мир. Рядом с ними неуместен жаргон, примитивизирующий русский

язык, со словечками «блин», «чувак», «придурок», «клёвый» (и ещё

похлеще!). Другое дело, если сказать: «Витька, Сёмка, Тёмка... – чу!

ваки»; «Антошка, пошли копать картошку»; а уж «Митрофанушка»!..

Нынче многие русские увы! – утратили чутьё на родные сло!

ва, родные имена, не говоря уже о древних смыслах родокорен!

ных понятий. Этому предшествовала и способствовала постоян!

ная из столетия в столетие фальсификация русской и миро!

вой истории. Воинственное вытаптывание унифицированными

подошвами всего самобытного во всех странах не проходит бес!

следно, и вот уже униформа, камуфляж выдаются за «общечело!

веческие ценности». А имя часть национального сознания (и

очень тонкая часть!) и судьбы народа.

Большой урон нанёс народам христианский интернационал. Хотя,

придя на Русь с «огнём и мечом», он позже, когда кровоточащие

раны зарубцевались, привился. Русь многострадальная и многостра!

дающая впитала в себя боль переживания за Христа и боль за всех

Христовых мучеников. Наиболее употребительные имена мучени!

ков с веками стали равносчастны с отчинными именами древности,

так как многие поколения отцов и дедов выстрадали их. Русские

страдали за христианство, есть у нас свои мученики, подвижники,

святые. Мы до сих пор ждём, когда христианство, наконец, смило_

стивится к русским, в частности, когда Русская православная

церковь станет русской на самом деле, когда уста священников пе!

рестанут избегать слова «русский». Неужели русская церковь на!

всегда останется на зыбкой почве меж «эллином и иудеем» (даже

не заметив при этом, что эллина уже давно нет, а иудей остался…)?

главные приметы, достоинства!недостатки, особенности, отчинная,

родовая принадлежность или характер. Причём древнейших прозвищ

до нас дошло минимум, так как в древности имя было родное, согре!

тое теплом семейного очага, вбирало характерное для своего носите!

ля. В прозвище не было нужды. С ХVII века слово «имя» стали свя!

зывать только с христианским статусом русского и россиянина, на!

циональное же (природное) имя перевели в низкокачественный и как

бы незаконный в христианской стране ряд – «прозвище». Однако

прозванья на Руси в то время по!прежнему давались в противовес

чуждому иностранномуименословью; шло сопротивление, народ бо!

ролся с обезличением. Христианство выступало против прозваний,

но не в силах было их искоренить. Индивидуальные прозванья в

ХVII–ХХ веках часто становились фамилиями, налагаясь на десят!

ки, сотни потомков. Так появлялись Тугодумы, Карнауховы, Долго!

рукие, Рябоконь и другие море русских и славянских не только

имён, но и прозваний, которые надо изучать как сокровищницу по!

нятий народных, как свидетельства образного строя мышления.

Иные слова с веками изменились или изменилось к ним отноше!

ние. Например, «краснобай» – изначально «красно, красиво говоря!

щий» – теперь стало нарицательным к пустослову, некогда же оно

было возвышенным, как и «краснопев». Сейчас «зверь» означает зло!

го человека, раньше означало сильного и яростного. «Пошляк» про!

исходило от «искони, исстари существующий», теперь же снижено

до бранного. Слово «понос» (от «понести» – «начать быстро двигать!

ся») сейчас ассоциируется лишь с физиологическим расстройством.

Если иное родокоренное имя!прозванье нам нынче непонятно, зна!

чит, мы утратили способность понимать изначальный корень.

Мы, с нашим современным сознанием, не всегда можем постичь

и оценить древний смысл, а иногда и многозначность, многоотте!

ночность слова!имени; с высоты познаний технократического ХХI

века смотрим на природные имена как на низшие, примитивные,

плохие, хотя не имеем права мерить прошлые века своими нынеш!

ними мерками. Наши предки не были глупы! Просто их мышление

и вся жизнь были максимально приближены к природе. Они не из!

бегали её, а считали за честь породниться с нею, стать её частью.

Потому и именовались: Клён, Ясень, Еленя, Медведь, Волк, Бобёр,

Куница, Дунай, Волга, Дуброва, Ветер, Воробей, Ворон, Жеребец,

Конь и проч... Или роднились с бытом как частью жизни, становясь

Сковородой, Шарабаном, Жеравицей, Ослябей, Кием, Пикой, Жи!

том…, а то и полными лукавства Лихотреской, Крыводрыстом, Пол!

торакожухом. Духовная часть жизни также включалась в оборот

имён: Душа, Дума, Богун, Хорс, Солнце Трудно сказать, кто выг!

21

Прирождённые имена древности

20

Александра Баженова

Пока пользуешься церковным календарём, кажется, что славянс!

ких имён до нас дошло мало, но стоит вникнуть в памятники пись!

менности летописи, письма, договоры, купчие, берестяные гра!

моты и записки, надписи на монетах, мечах, пряслицах, корчагах,

братинах, камнях, крестах и т.д., – как видишь море разливанное

разнообразия имён и прозваний русских и славян. Куда там против

этого богатства полумёртвому церковному именослову!

Одному человеку не под силу собрать все имена славян и русских,

обозреть все памятники, на каждое имя привести свой пример, даже

если этот человек и опирается на предшественников. Там, где вы не

найдёте примера бытования имени, толкования его, – оно взято

мною из словарей Морошкина, Тупикова, других изданий (или из

речников). Значит, оно тоже историческое. Сложна этимологи!

ческая работа с именами, но значение и происхождение большин!

ства прозрачно и не вызывает вопросов.

Некоторое количество имён с древними корнями, метафоричес!

кими смыслами, многозначных или региональных (например, име!

на балтийских славян) вызывает и будет вызывать споры: их эти!

мология не считается окончательной.

Русские и славянские имена ждут ещё своих исследователей, ждут

государственной поддержки в деле их изучения и опубликования.

В этом «Словаре» отдельно помещён список имён, которые мог!

ли бы возродиться и сегодня. Смысл их часто понятен без перево!

да. Никто не заставляет вас называть своих детей Косолап, Мордо!

ворот, Дубина, Кот, Козёл. Но присмотритесь к этому списку, про!

чтите его, полистайте хотя бы! Неужели нечего выбрать?! Ведь если

к скудной части «святцев» прибавится хоть с десяток коренных

славяно!русских имён, это уже станет шагом к восстановлению на!

шего самосознания, нашей национальной ауры, к укреплению за!

щиты энергией имени. Родное отчее!дедне имя нас защитит! И пред!

ставит нас перед Богом «в светлом пространстве неба».

Задача этого «Словаря» – не только познакомить современников

с древними историческими именами славян и русов, напомнить ро!

докоренные понятия, помочь вникнуть в их смыслы, но и встретить!

ся с пращурами очи в очи, помянуть их хоть единожды, но сразу

многих

Давайте помянем их вместе, прочитаем невымышленные имена

предков.

Поминание наше дойдёт до Бога!

Помянем, помянем всех сущих!

Александра Баженова

Исторические

родокоренные

имена и прозвания

славян и русов

за два тысячелетия

(ок. 20 000 имён)

22

Александра Баженова

23

Исторические родокоренные имена

А

Мужские имена

Абаль, Аблон, Аболя яблоня. Уп. в 1368 (Аблон), серб;

Абар (Обор), Абатур, Аботур побарывающий; богатырь,

первый богатырь. Уп. в 1495 (Аботур) в Черенчинском по!

госте; 1537 (Абатур) в Сергиевом Посаде; 1539 (Аботур) в

Мусецком погосте.

Примечание. Абарис (греч. транскрипция имени) уп. в

конце VI в. до н.э. (современник Пифагора) – гипербореец,

жрец Аполлона, кудесник, религиозно!мистический писа!

тель, боговдохновенный прорицатель, врач, учёный, жил

или подолгу находился в Элладе. Уп. у Плутарха, Порфи!

рия, Ямвлиха, Диодора: «Гипербореец Абарис приезжал в

Элладу, чтобы возобновить дружбу и родство с делосцами».

О нём говорили, что он «обошёл со своими прорицаниями

всю Грецию».

Агач, Агиш высокий, пятиверстовый агачь» – русская

путевая мера длины ок. 5 вёрст; верста – 1,0668 км). Уп. в

1517 (Агиш), литвин.

Адзинец, Адун, Адынец одинокий, бессемейый человек.

Уп. в 944 (Адунь) в договоре русских с греками, купец, по!

сол русский; у белорусов (Адзинец, Адынец).

Адулб (Одолб) одолблённый. Уп. в 944 в договоре рус!

ских с греками, купец, посол русский.

Азбука азбука. Уп. в 1466, боярин в Литве; 1552, слуга в

Чернобыльском замке и др.

Азолин (Озолин) дубок. Уп. у белорусов.

Айда пойдём. Уп. в 1580, московский боярин.

Айшьвно, Аучек, Ашльвн принадлежащий утренней заре

(литов. – Аушре). Уп. в 1246 (Айшьвно Рушькевич), литов!

ский воевода.

25

Исторические родокоренные имена

24

Александра Баженова

Уп. в 944 (Аминод), князь русский, в договоре Руси с Ви!

зантией; (Аммиан) у Е.Классена в главе «Знаменитые люди

славян», славянин, писатель в Византии; 1348 (Аминь), мос!

ковский посол в Орду; ХV–ХVI вв. («Федора Шубачева да

Аминя») на Руси Великой.

Анахар, Анахор, Анъхор он – солнце.

Примечание. В I тысячелетии до н. э. Анахор (в греч. транс!

крипции Анахарсис), вождь скифов, причислен греками к

семи мудрецам света.

Анбар человек крупного телосложения, богатырь. Уп. в

1010, славянин на службе арабского халифа в Испании.

Андимир он дан миру. Уп. в сербском Речнике В.Карад!

жича.

Андрагаст, Андрогаст, Андрогост (У Визант. Писателей –

Ардагаст, Ардогост) он друг дорогой. Уп. в 584–593 в «Ис!

тории» Феофилакта Симокатты, славянин или ант, его стра!

на расположена на левом берегу Дуная, против Доростола,

предводитель объединенных племён славян во Фракии, во!

евал с ромеями. Вступил в битву с греческим полководцем

Коментиолом у Адрианополя и потерпел поражение. В 593

на Ардагаста напали войска греческого полководца Приска,

захватив врасплох спящим, и разбили славян, разграбив

страну, подвластную Ардагасту. Имя встречается в древне!

болгарском, старочешском и старопольском языках.

Анка сосуд для жидкости, бочонок. Уп. у сербов!лужичан.

Апак, Апинис, Апих, Аппак, Аппол – 1. Травяной, принад!

лежащий траве апий (сельдерей) или траве вообще; «апи!

нис» по!литовски «хмель». Уп. в нач. ХI в. (Апих), литвин;

1516 (Апак) в Крыму.

Примечание. От корня «апий» («трава») происходит имя

Аполлона бога красоты и плодородия.

Апоница от «опона» – занавес, заслона, покрывало. Уп. в

ХIII в., пестун князя Федора Рязанского в «Повести о разоре!

нии Рязани Батыем в 1237 г.», «Повести о Николе Заразском».

Арбуй жрец, знахарь от древнерус. «арбовати» – «от!

правлять языческое богослужение» (Фасмер, I, 84). Уп. в

1534 в Новгороде (у Срезневского).

Арбуз арбуз. Уп. в 1233 (Арбузовичи), бояре Плесненс!

ка (близ Владимира!Волынского); 1654 («сын Арбуз»), мо!

гилёвец.

Акамир (Окомир) око мира. Уп. в 799, славянский князь

в небольшой области Бельзетии (Вельзетии) в Македонии,

возглавил заговор славян против Византии.

Акун, Акунь – 1. В старорусском и белорусском окунь. 2.

От «око»; от «око» также и «родник, ключ водяной, коло!

дец». Уп. в 944, племянник князя Игоря Старого (сын сест!

ры), имел своего посла (Прастена) в посольстве русских в

Византию.

Алабор порядок; первопорядок (ср. «безалаберный»).

Алабыш круглое изделие из теста. Уп. в 1492, московс!

кий писец; 1508 («Князь Александр Олёнка Алабышев

брат»), московский воевода; 1539, помещик богородицкий,

боярин; 1539, в Бельске; 1556, ямской на северо!востоке Руси

Великой.

Аладка изделие из теста (оладья). Уп. в ХV в., русский;

XVI в., белорус.

Алай, Алик, Алия аленький, красивый. Уп. в 1040 (Алия),

серб; 1577 (Алай), московский дворянин; 1608 (Алай), коль!

ский писец; 1614, 1670 (Алай) на Руси Великой; 1688 (Алик),

донской казак.

Алаф (Олаф), Алвад литовское имя, обозначает какое!

то состояние,возможно, хмельное, от «ол» – «хмельной на!

питок из ячменя или овса». Уп. в 944 (Алвад), русский по!

сол в Византию; ХV в. (Алаф, Олаф), литвин.

Алень, Алния олень, лань. Уп. в 1370 в Сербии.

Алкач, Алкун, Алкуня, Алтицек, Алчек, Алчивой, Алчик,

Алчун, Алчуня, Алшик, Алшо, Алценко алчущий, имеющий

желания. Уп. в 416, 1453 (Алчек, Алчун) у южных славян; 798

(Алкун, Алкуня) в Богемии; 1312, 1313, 1422 (Алтицек, Ал!

чик, Алшик) в Моравии; (Алценко) в Родословии князей и

королей болгар; 1495 (Алкач), крестьянин бологовский.

Алмаз алмаз. Уп. в 1639, двинский таможенный голова;

1647, 1670, москвичи.

Алусиян сияющий алым. Уп. в 1040, вождь болгар.

Алциок сияющий, блестящий очами. Уп. в 631/632, вождь

болгар; спасаясь от баваров, нашёл вместе «с семьюстами

мужчинами с женами и детьми» убежище у славянвини!

дов», где прожил много лет.

Аминь, Аммиан, Аминод благо, благой аминь!» – тра!

диционный возглас в молении богам, обозначает «благо»).

27

Исторические родокоренные имена

26

Александра Баженова

Атрид, Атрий первый из трёх. Уп. в «Синодике» Севас!

тьянова (Атрид).

Ахмыл ухмыляющийся. Уп. в 1332, новгородский посадник.

Ахтырка из алано_русов; ахтырцы название (по геогра!

фическому признаку, типа «волжане», «москвичи») части

племени, жившего по р. Ахтырке.

Ачим, Ачейко отцовский. Уп. в 1507 на Руси Великой.

Ачкас глазастый. Уп. в 1498 («сын Ачкасов») на севере

Руси Великой.

Женские имена

Агна, Агнешка овечка. Уп. в 1170 (Агнешка), дочь коро!

ля польского Болеслава III Кривоустого и русской княгини

Сбыславы, замужем за киевским князем Мстиславом Изяс!

лавичем; 1175, 1232 (Агна) в Моравии.

Адела, Аделя делающая, работящая. Уп. в конце Х

нач. XI в. в Киеве, пятая жена князя Владимира.

Айка, Айкуна санскр. аjа коза. Уп. у сербов.

Алёнка, Алёна (Олёна) – 1. Аленькая. 2. Пасущая алань»

– «пастбище» (Фасмер, I, 68)).

Альдона литовское имя, обозначает какое!то сосстояние,

возможно, опьянение, от «ол» – «хмельной напиток». Уп. в

сер. ХIV в., дочь литовского князя Гедимина, жена Казими!

ра Великого.

Ангелия ангельская; принадлежащая душистому расте_

нию ангелику, душистая. Уп. в 1499 у сербов; у болгар.

Аргирица свидетельница. Уп. в Родословии князей и ко!

ролей гофославян в Далмации.

Ауда (Овда) вокруг данного; в кольце; в кругу предназна_

чения. Уп. в 720 (АудаЗадумчивая), дочь венеда Ивора, кня!

зя славянского, жена князя датского Рюрика, убитого Иво!

ром. После смерти мужа Ауда с малолетним сыном Гараль!

дом бежала на Русь к материнской родне и вышла замуж за

Ратибора (или Радибрата), полководца русского, который

своим флотом помог Гаральду вступить на датский престол

отца. Ауда!Овда прабабка Рюрика, князя русского.

Ачима отцовская.

Аргамак старинное название породистой лошади; так на!

зывали и высокого худощавого человека. Уп. в 1500 в г. Яма.

Аргун искусный плотник. Уп. в 1539, землевладелец ясе!

невский; до 1550 на западе Руси Великой; 1578, новгородс!

кий межевщик; 1670, смоленский пушкарь.

Арей, Арец, Ариан, Ариастик, Арий, Арман, Арней, Ар_

тыбаш, Арук, Арья (Орий) пахарь, земледелец, оратай.

Уп. в 1168 (Арук), киевлянин; ХII–ХVII вв. (Ариан, Арий,

Арей, Арман) в писцовых книгах на Руси Великой; 1616

(Арец), рязанский помещик.

Примечание. В I тысячелетии до н.э. жили скифские цари:

Арианта; Ариапиф, женатый на дочери одрисского царя Тере!

са; Арпоксай владыка глубины»), брат Липоксая и Колоксая

(последний, по одной из легенд, – отец Скифа, Славена и Руса).

Аржан ржаной.

Артамир (пожелательное имя) – стремись к миру! Санскр.

аrtxа многозначно: 1. Цель. 2. Ради, для. 3. Смысл, стремле_

ние. Уп. у южных славян.

Ас, Асанчук небесный, божественный, высокий. Уп. в

1609 (Асанчук), яренский боярин.

Асил, Асилок (Осилок), Асливно первый силач, богатырь.

Уп. (Асилок) в русских былинах; (Асливно Руткович), литвин.

Аскольд (Оскольд), Асмольд, Асмуд (Ясмуд) небесный

герой ас» – «небесный»; «ольд», «ельд» в литовском языке

– «герой»). В некоторых случаях это имя считают сканди!

навским и переводят «золотой голос», но у скандинавских

народов оно не распространено. Вероятнее, это имя балтийс!

ких славян. Уп. в +882 (Аскольд), князь киевский, предполо!

жительно из Руси балтийской или варгских славян; как дан!

ник хазар участвовал в походах на Византию (в 886 осаждал

Царьград), на печенегов, болгар и др., убит князем Олегом; Х

в. (Асмуд, Асмульд), воевода и кормилец князя русского Свя!

тослава, предположительно, литвин, из ятвягов или жмуди.

Атай, Атей тайный. Уп. в 1584 (Атай), боярин в Торжке.

Примечание. Страбон уп. скифского царя Атея, жившего в

IV в. до н. э., который объединил всё скифское население

Причерноморья.

Атаман (Ватаман, Отоман, Отомаш) предводитель, лидер,

атаман, старейшина. Уп. в 1545 в Овруче; 1565, хмельницкий

мещанин; 1648 (Отомаш), державец в Новгороде!Северском.

29